Рыбки как социальные работники
Рыбки как социальные работники
Многие
дети хотят иметь собственного питомца. Социальный работник Корнелия Дилли
воплощает в жизнь эту мечту для детей и подростков, которых она поддерживает в
рамках дневной группы в учреждении для защиты молодежи «Haus am Kirschberg» (
«Am Kirschberg House») в Гессене, Германия. Дети могут выбрать себе рыбу или
креветок и узнавать о жизни с помощью своих водных друзей.
Мисс Дилли, сколько креветок и рыб у вас сейчас
есть?
Все
дети, которые приходят в наш центр, могут выбрать себе водного друга, если
захотят. Итак, на данный момент у нас есть около 20 рыб всех видов: неоновые
тетры, гуппи и черные молли, не говоря уже о двух креветках и множестве водных
улиток.
Как у вас возникла идея предлагать рыбок в качестве
домашних животных?
Дети и
молодые люди с дневной группы хотели собственного питомца. Поскольку мы
закрываемся на четыре недели на время летних каникул, а у одного из детей
аллергия на шерсть животных, стало понятно, что о морской свинке, или кролике
не может быть и речи. У меня уже давно есть аквариум, и я знаю какого ухода он
требует. Поэтому мы взяли детей на экскурсию до ближайшего аквариума, и все они
были в восторге. Кроме того, аквариум не создает никакой грязи, не вызывает
аллергии и обеспечивает и близость, и удаленность от животных.
Отношения близости и удаленности?
Да.
Например, у меня есть обученная собака-терапевт, которую я привожу в группу.
Когда я это делаю, то должна быть очень осторожной, чтобы дети и подростки вели
себя с ним должным образом. В случае с рыбками это гораздо проще, поскольку
аквариумное стекло обеспечивает постоянный барьер.
Можно смотреть, но нельзя трогать?
Точно!
А детям очень нравится наблюдать за животными. Они внимательно следят за
развитием рыбок. Поэтому мы также купили книги и другие материалы, чтобы дети и
молодые люди могли читать о своих домашних животных. Это особенно интересно,
когда у нас в аквариуме появляется новое потомство. Детвора отправляется на
поиски рыбки. Они также болтают о своих любимцах и обсуждают их в группе.
Некоторые из них дают имя своей рыбке.
Итак, дети развивают отношения со «своими»
воспитанниками?
Да , даже если это «всего лишь» рыба, они все равно развивают отношения. Называя своего питомца, они придают ему индивидуальность и характеристики. Это, опять же, создает связь и дружбу с жителями аквариума, которому дети могут потом рассказать о своих проблемах и заботах. Они берут на себя ответственность и регулярно заботятся о живом существе. Дети действительно многому учатся.
Как что?
Они узнают, что каждый день заботятся о живом существе и что они должны взять на себя ответственность. Это включает в себя выполнение определенных работ: аквариум очищается, а фильтр и водные растения проверяются в соответствии с графиком. Дети и подростки, которые ежедневно готовят пищу, также несут ответственность за кормление рыб. Эти ритуалы структурируют их повседневную жизнь - замедляют темп и дают ощущение покоя. Более того, дети и молодые люди обнаруживают, что им доверяют работу. Это, в свою очередь, заставляет их чувствовать себя принятыми и ценными.
А что будет, если рыба умрет?
Детям, конечно, трудно, если их собственная рыбка умирает. Обычно хозяин сам хочет достать ее из аквариума. Затем рыбку заворачивают в бумажную салфетку и закапывают в саду на специальной клумбе. По желанию дети могут положить рыбке цветы или написать ей прощальное письмо. Это похоже на маленькое «захоронение».
Звучит печально.
Да, но это также дает возможность. В какой-то момент детям придется попрощаться с родным человеком. Таким образом, у них есть возможность испытать эту ситуацию с живым существом. Они узнают, что значит потерять то, что им нравится. И мы можем поддержать их из-за этого, как учителя. Это может помочь лучше справляться с подобными переживаниями в будущем. Дети радуют друг друга; это невероятно ценная вещь и создает доверие и стабильность в группе.
Что тогда?
Обычно
это происходит незадолго до того, как пострадавшие дети хотят завести нового
питомца. Они чувствуют, что чего-то не хватает, и стремятся снова ухаживать за
живым существом. Затем им позволяют выбрать и дать имя новой рыбке, и они снова
полностью вовлечены в повседневную деятельность по уходу за рыбой.